Никольский Собор Нижний Нвгород
Великий покаянный канон и житие преподобной Марии Египетской
Вчера в Соборе в честь святителя Николая состоялось вечернее Богослужение с чтением жития преподобной Марии Египетской и Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского.
На пятой седмице Великого поста, на вечернем богослужении, во всех православных храмах и монастырях читается полностью Великий покаянный канон Андрея Критского. Кто читал этот канон, встречал там слова, которые относятся к святой Марии Египетской.
По традиции, после прочтения Покаянного канона, в среду зачитывается полностью житие этой святой подвижницы. В чем состоял её подвиг, и почему Церковь предлагает к прочтению её жизнеописание?
Житие Марии Египетской стало известно благодаря странствующему монаху Зосиме, который встретил её в пустыне. Ему она и поведала о своей жизни начиная от юности.
Будучи еще подростком Мария покинула родителей и ушла из Египта в византийский город Александрию. Сбежала она из дома не потому что у неё были нерадивые родители, а потому что ей, как говорят сейчас, захотелось свободной жизни.
Александрия в то время была крупным процветающим городом, но в то же время повязшим в страстях. Здесь юная Мария оставила свою девичью невинность и пустилась «во все тяжкие».
Старцу Зосиме она призналась, что тогда ей нравилась блудная и развратная жизнь. Она говорила, что мало того что сама грешила, она еще и многих склоняла к греху. Некоторых молодых людей она совращала даже против их воли.
В один из дней она увидела направляющуюся на корабль толпу. Она последовала за людьми решив, что среди них найдет для себя новые развлечения. Оказалось, что корабль следовал в Иерусалим, а толпа состояла в большей части из паломников.
Когда люди сошли с корабля, Мария ради интереса последовала за ними. Вскоре она оказалась у входа в Гроб Господень. И какое же было удивление когда толпящиеся у двери входили в храм, а Марию какая-то неведомая сила не пускала пройти внутрь. Она несколько раз пыталась войти, но снова и снова оказывалась вне храма. В этот момент она «пришла в себя». Она поняла, что её грехи не пускают в святое место.
В притворе храма Мария увидела икону Пресвятой Богородицы. Она взмолилась Божьей Матери, просила её помощи, чтобы Богородица помогла ей войти в храм. Мария поклялась что изменит свою жизнь. В этот день она вошла в храм, поклонилась святыням и причастилась, а на следующий день переправилась через р. Иордан, для того, чтобы уже никогда не встречаться с людьми.
Мария с собой не брала одежду, у неё с собой было только 2,5 хлеба. Всю прожитую в пустыне жизнь она питалась растущими там растениями. Спала она на голой земле, а носила единственное платье, в котором ушла из Иерусалима. Точнее это уже было не платье, а клочья.
Встретив Зосиму Мария Египетская первым дело попросила у него плащ, чтобы прикрыть свою наготу. Старец увидев странницу даже не сразу понял мужчина это или женщина.
Рассказ Марии Египетской монаху Зосиме о распутной жизни – это исповедь. Произошло это событие уже незадолго до смерти отшельницы. На момент их встречи Мария уже 17 лет прожила в пустыне.
Она просила старца прийти на это же место через год, в Великий четверг, и принести Святые Дары, чтобы она смогла причаститься.
На следующий год, во время Великого поста монах Зосима по просьбе Марии пришел и причастил её, как она и просила в Великий четверг.
Спустя еще один год старец опять отправился в пустыню, но уже не застал Марию в живых. Она лежала на земле и у её головы было начертана просьба к старцу о погребении её тела, «отдать прах праху».
В своем «завещании» отшельница указала и дату своей смерти.
Старец Зосима по просьбе Марии никому не рассказывал об их встречи, пока святая не отошла ко Господу. Уже после погребения её тела он рассказал настоятелю монастыря о подвижнице из пустыни.
Почему Церковь предлагает к прочтению жизнеописание преподобной Марии Египетской? Потому что житие этой святой говорит о том, что в какие бы грехи не погрузился человек, все можно исправить. Святая говорила Зосиме: «Бог не отвергает человека, как бы грешен он не был».
Жизненный путь Марии Египетской проходил от греха к небесам. Она стала образцом покаяния. После грехопадения путем невероятных усилий она достигла такой святости, что и животные ей служили (для погребения её тела лев вырыл могилу).
Старец Зосима был свидетелем её молитвы, он видел, как во время обращения к Господу святая поднялась над землей. Мария при встрече с монахом перешла реку, как по суше. Она цитировала Священное Писание, ни разу его не читая. Зосиме пустынница сказала, что её наставлял Божий голос в сердце. Она при встрече назвала Зосиму по имени, знала и имя настоятеля монастыря, в котором жил старец.
Житие Марии Египетской показывает, что человек из глубин греха может преобразиться до ангельского состояния. Ведь святыми не рождаются, святыми становятся.