Никольский Собор Нижний Нвгород
В день памяти святых Жен Мироносиц
8 мая в день памяти святых Жен Мироносиц в соборе в честь святителя Николая Чудотворца, который находится в автозаводском благочинии Нижегородской епархии, состоялась праздничная Божественная литургия, которую возглавил благочинный автозаводского округа иерей Сергий Митасов. Сослужили ему клирики собора: протодиакон Александр Семёнов и диакон Пётр Рус.
После Богослужения отец Сергий поздравил всех женщин с православным женским праздником, вручил каждой цветы и открытки и обратился ко всем с пасторским словом:
“Христос Воскресе! Дорогие братья и сестры! В сегодняшний день Святая Церковь чествует святых праведных Иосифа Аримафейского и Никодима, а также святых жен-мироносиц.
Святая Церковь называет Иосифа благообразным. И часто, произнося это слово, верующий человек не задумывается, какой смысл вложен в него, что оно значит, какого человека можно назвать благообразным. Мы знаем, что Бог сотворил человека по Образу и подобию Своему. Все мы носим образ Божий. Когда мы говорим о подобии Божием, мы чаще всего вспоминаем преподобных отцов, которые исполнением заповедей Божественных приблизились в послушании воле Божественной к тому великому подвигу, который совершил Господь. Христос сказал: «Не творю волю Мою, но волю пославшего Меня Отца» (см.: Ин. 5, 30).
Чтобы понять, что такое благой образ в человеке, всмотримся в подвиг благообразного Иосифа. Иосиф был до поры до времени тайным учеником Христа. Когда многие били себя в грудь и говорили в лицо Христу, что готовы за Него жизнь отдать, Иосиф был в тени. Но когда пришел час страшных испытаний, когда убежали все те, кто уверял Христа, что душу свою положат за Него и пойдут даже до смерти, тайный ученик Иосиф выходит вперед на глазах у всего Иерусалима, озлобленного, разъяренного, ненавистью пылающего против Христа, города, который с неистовством кричал: «Распни Его, распоряжения!». Благообразный советник Иосиф попирает практически все то, что имеет, а Он был членом Синедриона, имел власть, деньги, он имел все. Он, по сути дела, полностью «сжигает мосты» и имеет величайшее мужество
перед всем Иерусалимом засвидетельствовать свою веру во Христа. В критическую минуту он отвергает все, что до этого сдерживало его в деле служения Господу.
В час испытаний благообразный Иосиф выходит вперед на глазах у всего Иерусалима, попирает все то, что имеет, проявляет мужество, свидетельствуя о вере во Христа.
Праведный Иосиф идет к жестокому Пилату и просит отдать ему Тело Иисуса. Пилат даже удивляется и спрашивает: неужели уже умер? А после отдает Тело. И тогда Иосиф на глазах у всего улюлюкающего, озлобленного, жаждущего крови Иерусалима подходит ко кресту, снимает драгоценное Тело, обвивает Его чистой плащаницею, намащает приготовленными благоуханиями и полагает в новый гроб, для себя приготовленный, высеченный в камне, находящийся недалеко от Голгофы. Все свидетельствует о том, что это был очень дорогой гроб для очень богатого человека. Благообразие Иосифа определяется именно тем, что он, один из немногих, оказался истинно мужественным человеком. В его поступках выразились мужество, смелость, ревность о Боге, которые он имел.
Святая Церковь вместе с Иосифом прославляет и Никодима, который также свидетельствовал о том, что в мире нет большего сокровища, чем Господь, и все то, что, может быть, когда-то Иосифу и Никодиму казалось сокровищем, – высокое положение в обществе, богатство, слава – обратилось в ничто, в суету, в тлю, потому что они открыли для своих сердец Божественную Любовь и на эту Любовь откликнулись.
Сегодня вместе с Иосифом и Никодимом Святая Церковь чествует и прославляет жен-мироносиц, которые не убежали, подобно апостолам, когда увидели, что надвигается страшная минута, угрожающая им самим смертью. Они остались и наблюдали за казнью издалека (близко их все равно бы никто не допустил ко Христу). Но они обещают себе и договариваются между собою, что, как только перестанет действовать время субботнего покоя, они рано-рано утром в день, первый после субботы, значит, в наш воскресный день, пойдут и воздадут этому Великому
Мертвецу все то, что положено было воздать по заповедям и закону Моисееву.
Как только начинает светать, они бегут, они спешат на гроб с драгоценнейшим миром, чтобы намастить Покойника, хотя они знают абсолютно точно, что возле гроба стоит стража: воины, стерегущие гроб, любого подошедшего не пощадят. И это смущает их, но не останавливает. Жены-мироносицы говорят между собой: Кто отвалит нам камень от двери гроба? (Мк. 16, 3). Евангелие говорит, что камень был велик (см.: Мк. 16, 4). Такие камни традиционно закатывали в гроб накатом по особо сделанным деревянным рельсам, чтобы пещера была запечатана. И даже несколько сильных мужчин были не в состоянии каким-то образом сдвинуть, вытащить этот камень. Мироносицы понимают все это, но все равно идут, движимые любовью ко Христу.
Выстоять человеку в самые страшные моменты жизни не поможет знание о Боге, но только истинная любовь к Нему, которую имели святые жены-мироносицы, праведные Иосиф и Никодим.
И Господь не посрамил их, потому что стражников у гроба уже нет: испугавшись ангелов, они побежали рассказать иудеям, что случилось. Землетрясение отвалило камень от дверей гроба, от ангелов женщины получают яснейшее свидетельство того, что воскрес Христос. Писание говорит о том, что их объял трепет и ужас (см.: Мк. 16, 8). Именно эти чувствования, соединенные вместе, и явились для женщин свидетельством, что воскрес Христос, открылась новая жизнь для человека, открылись Царские врата.
Сегодня Святая Церковь, чествуя святых жен-мироносиц, праведных Иосифа и Никодима, свидетельствует о главном: выстоять в самые страшные моменты, случающиеся в нашей жизни под натиском греха, под напором страстей, страшных обстоятельств, которые готовы вывести нас из числа верующих, которые делают, казалось бы, все, чтобы мы отреклись от веры и выбрали комфорт мира сего, неспособно никакое знание о Боге. Что бы ты ни знал, что бы ты ни исповедовал словами, как бы ты в хорошей, теплой, уютной обстановке ни восхищался тем, какой ты православный, когда приходит момент страшных испытаний, выстоять перед ним
способна только истинная любовь к Богу, которую имели святые жены-мироносицы, Иосиф и Никодим.
И поэтому Святая Церковь, особенно в дни Пасхи, приготовляя нас, конечно, к дальнейшей перспективе, к тому, что каждому из нас надлежит совершить, свидетельствует, напоминает, призывает исключительно к одному – чтобы мы обеспокоились, озаботились эту любовь в своих сердцах иметь. Если ее нет, все тщета, все суета сует. У апостола Павла, величайшего проповедника, любящего Бога как никто другой, эта мысль очень хорошо выражена в гимне любви в Послании к коринфянам: «Если нет любви, ты можешь что угодно делать, думать, говорить, но для Бога и для спасения ты ничего не значишь, ты кимвал звучащий, ты медь звенящая» (см.: 1 Кор. 13, 1-3). Вот, пожалуй, самое главное, что сегодня хочет донести до нас Святая Церковь.
Когда человек любит, он готов к самопожертвованию и не думает о себе. Именно такую любовь к Богу должны иметь мы, но не в теории, а проявляя ее, свидетельствуя о ней всей своей жизнью.
В сегодняшний день, конечно, хотелось бы всем нам пожелать, чтобы эта Любовь Христова, которая была принесена воплотившимся Сыном Божиим, засвидетельствована Его восшествием на крест, Его страданиями, Его смертью, находила отклик и в наших сердцах. Чтобы мы были не потребители, не пожиратели этой Любви, зацикленные на себе, готовые использовать все что угодно, даже Любовь Божественную себе во благо. Нет. Когда человек любит, он готов к самопожертвованию и, самое главное, он себя очень мало интересует. Святая Церковь хочет, чтобы именно такую любовь имели мы. Но не теоретически, думая о том, что мы ее имеем, а проявляя ее, свидетельствуя о ней своей жизнью, как это делали праведные Никодим и Иосиф, святые жены-мироносицы.
Конечно, мы скажем: не такой уровень нашей жизни. Но жизнь состоит из мелочей. Она определяется теми мелочами, которые, как нам кажется, мы допускаем или не допускаем, можем или не можем себе позволить. И когда речь идет о нашей вере, о нашем вероисповедании, конечно, хотелось бы, чтобы мы, имея любовь ко Христу, своей жизнью свидетельствовали о том, что хотим быть вместе с Ним. Поменьше отрекались бы от Него и от Его Любви, но больше, мужественней и ревностней, с большей отдачей исповедовали бы то, что мы готовы и хотим быть с Ним, потому что просто любим Его”. Аминь.
Фоторепортаж Николая Бочарова.