Светлое Христово Воскресение

В ночь с 23 на 24 апреля 2022 г. в праздник Светлого Христова Воскресения, в соборе во имя свт. Николая викарий Нижегородской епархии епископ Балахнинский Илия совершил торжественное Пасхальное богослужение.

Сослужили ему благочинный автозаводского округа и ключарь собора в честь святителя Николая иерей Сергий Митасов клирики собора иерей иерей Дионисий Красноперов, протодиакон Александр Семенов, диакон Петр Рус.

Епископ Илия зачитал присутствующим Пасхальное послание Святейшего Патриарха Кирилла.


В полночь под пение стихиры «Воскресение Твое, Христе Спасе» был совершен крестный ход вокруг храма.

За Литургией священнослужители по традиции прочитали Евангелие на разных языках.

На запричастном стихе благочинный иерей Сергий Митасов огласил Пасхальное ПОСЛАНИЕ митрополита Нижегородского и Арзамасского ГЕОРГИЯ пастырям, диаконам, монашествующим и всей благочестивой пастве Нижегородской

По заамвонной молитве был освящен особый пасхальный хлеб – Артос.

По окончании Богослужения, Владыка Илия поздравил собравшихся с праздником Светлого Христова Воскресения и произнес проповедь:

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня мы, православные христиане всего мира, праздну­ем праздник Пасхи Христовой. Пасха — это нечто большее, чем просто один из праздников. Тот, кто хотя бы однажды принимал участие в торжестве этой ночи, которая светлее дня, кто хотя бы однажды вкусил этой ни с чем не сравнимой радости, знает, что такое Пасха.

В день праздника Светлого Христова Воскресения верующие люди оживают, воскресают духом, торжествуют, безконечно ра­дуются, приветствуя и поздравляя друг друга радостным: «Хрис­тос Воскресе!» — и ответным: «Воистину Воскресе!»

В этот великий день всё забывается: и обиды, и оскорбле­ния, и ненависть, и вражда. Душа как бы обновляется в своём существе, чёрствое сердце смягчается при пении победных гим­нов, спавшая совесть пробуждается от пасхального радостного звона. В этот день так светло, так хорошо становится на душе, так хочется жить, всех любить, крепко верить и горячо молиться.

Праздник Светлого Христова Воскресения — это праздник ра­дости. И, несмотря на продолжительность его — 40 дней, кажет­ся, всей этой радости не перечувствовать и не вместить в свои души и сердца.

В эти священные дни Церковь призывает всех верующих радо­ваться и ликовать: «Сей день, его же сотвори Господь, возра­дуемся и возвеселимся в онь». Частым призывом к радости Цер­ковь хочет пробудить нас от сна, избавить хотя бы на время от суеты и приобщить к светлому торжеству.

Чувство радости превышает все наши чувства. Радость — это чувство благополучного, победоносного завершения всякого доб­рого дела и всякого усилия. Радость — это торжество правды. Радость — это символ всего святого и совершенного.

Сколько Господь раздаёт богатых Своих даров в течение на­шей жизни! И всё это — предмет и повод для радости: радость в молодости, радость в мудрой и чистой старости, радость в силе, радость в красоте, радость в успехе работы и учёбы, радость в семейной жизни, радость и в одинокой жизни, радость от совер­шения добрых дел; радость тогда, когда мы прощаем наших обид­чиков; радость в молитве, радость от посещения храма Божьего, радость от встречи с людьми; радость от того, что светит солн­це; радость от того, что мы живём!

И радость Пасхи Господней не случайна у верующих людей. Пасха Господня — это сущность христианской веры и христиан­ского упования. Мы подчас не задумываемся, что было бы, ес­ли бы вдруг не стало солнца с его теплом, светом и энергией. Привыкая к тому, что Божественная любовь и правда, независи­мо от того, принимают её люди или нет, вечно светит, изливая свои животворящие и спасительные лучи, мы не задумываемся глубоко над тем, что имеем. У Христа были приятели и неприя­тели, были друзья и недруги, были любящие Его и ненавидящие, исповедующие истину Его бытия и Воскресения и отвергающие. Но то, что небо бывает порой затянуто тёмными тучами, не зна­чит ещё, что солнце перестало светить и греть. В одном месте мрачная погода, а в другом в то же самое время — ясная. Как в материальном мире, так и в духовном мрак побеждается светом, свет на фоне мрака смотрится и воспринимается ещё ярче, ещё отчётливее.

На протяжении человеческой истории многие пытались дока­зать, именно доказать, несуществование Христа Спасителя, раз­венчать Его евангельское учение, отвергнуть факт Его Воскре­сения, на котором зиждется вера человеческая в наше безсмертие. Чтобы отвергнуть истину Воскресения, выдвигались различ­ные мнения. Одни говорили, что Иисус Христос на кресте не умер, Он только впал в глубокий обморок, от которого потом очнулся в прохладной пещере. Другие утверждали, что Христос не воскрес, но что вскоре после Его смерти ученики похитили тело Его и затем были распущены ложные слухи о Его воскресении. Иные го­ворили: Иисус Христос умер, но некоторые ученики Его, «ввиду своего возбуждённого состояния», увидели призрак Христа и во­образили, что видели Самого Учителя и т.д. Подводя итоги вы­шесказанному, следует признать, что ни обман, ни самообман учеников никогда не могли бы привести к таким дивным и дол­говечным последствиям.

Мы верим в Воскресение Христово. Каково оправдание нашей веры? Не ошибаемся ли мы? Другими словами: почему мы думаем и верим, что Христос воскрес? А вот почему. Прежде всего, Сам Спаситель говорил о Своём воскресении. Говорил не прикровенно, а прямо, ясно и вразумительно. Так, во время пребывания в Галилее Христос сказал Своим ученикам: «Сын Человеческий предан будет в руки человеков, и убьют Его, и в третий день воскреснет» (Мф.17,22-23). Об этих словах напомнили учени­кам и Ангелы, когда, явившись им по воскресении Христа, сказали: «Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он гово­рил вам, когда был ещё в Галилее, сказывая, что Сыну Че­ловеческому надлежит быть предану в руки человеков грешни­ков, и быть распяту, и в третий день воскреснуть» (Лк.24,6-7).

Мы верим, что Христос воскрес, ибо Он об этом говорил, а слова Его всегда исполнялись. Мы веруем в воскресение Хрис­та потому, что после действительной смерти Его видели воск­ресшим. Видели несколько сот учеников, видели жены-мироно­сицы, видел сомневавшийся в Его воскресении, а после встре­чи со Христом уверовавший апостол Фома, видели и многие дру­гие. Видели и свидетельствовали миру. Мы не можем отвергать их свидетельства. И Предание, и Писание, и плоды воскресения уверяют нас в действительности Христова Воскресения. Воскре­сение Христово становится исходным пунктом новой жизни в сердцах учеников. Оно превращает их печаль в необычную ра­дость, павшим духом внушает мужественную решимость и из бед­ных рыбаков делает мировых учителей и проповедников. За про­поведь о воскресении Христа апостолов и их последователей преследовали, мучили, сжигали на кострах, распинали на крес­тах. Могли ли они, такие же смертные, как и мы с вами, люди, за ложь умирать, за ложь отдавать всё то, что так дорого и близко бывает каждому человеку?

Трудно поверить и в то, что ложное могло принести миру столько прекрасного и замечательного. Ни один факт не оставил столь глубоких следов в истории, как этот. Без факта воскре­сения Христова не было бы христианства на земле, не было бы той христианской культуры и цивилизации, которая явилась на­чалом всего самого возвышенного, благородного и прекрасного во всём мире, в том числе и в пределах нашего Отечества, на просторах нашей земли. Христианство на Руси положило основа­ние нашей самобытной национальной культуре и истории, пись­менности, живописи, архитектуре и многому другому, чем мы и поныне горды и богаты. Без факта воскресения не возможно бы­ло бы объяснить многое. Это Ему, Воскресшему, талантливейшие наши соотечественники посвятили свои самые прекрасные и воз­вышенные произведения в литературе и в музыке, в архитектуре и в живописи. Эта дань была достойной. Нельзя поверить, что­бы мнимое воскресение могло принести столь великий и добрый плод.

День Пасхи, день Воскресения Христова есть «праздников праздник и торжество из торжеств», потому что ни один из христианских праздников не имеет для нашей веры и для нашей жизни такой огромной силы, такого великого значения, как святая Пасха. Мы радуемся воскресению Христову потому, что оно является торжеством нашей веры, и не только веры, но и правды вообще. Есть много вопросов, которые волновали и вол­нуют человека: какой смысл страданий в жизни? К чему усилия человеческие, если всё кончается смертью, тлением и абсолют­ным исчезновением? К чему порывы ума и сердца? К чему талан­ты и старания? К чему, наконец, благородство? Зачем всё это, если ничего нет, если сегодня я живу, а завтра меня нет, ка­кое мне дело до гармонии человеческой, если я не буду участ­вовать в ней? Итак, если Христос не воскрес, тогда всё — безсмыслица. Если же Он воскрес, тогда с Ним всё воскресает, всё исполняется светом смысла, добра и надежды. Русский религиоз­ный мыслитель Владимир Соловьёв писал: «Я лично, с тех пор, как признаю, что история мира и человечества имеет смысл, не имею ни малейшего сомнения в воскресении Христа, и все возра­жения против этой истины своею слабостью только подтверждают мою веру…» («Вопросы философии и психологии»,1905, кн.79).

Если Христос воскрес, тогда значит мы все воскреснем, ибо слово Божие говорит: «Ныне же Христос воста от мертвых: начаток умершим бысть» (1Kop.15,20). Если же мы воскреснем, зна­чит есть загробная жизнь, есть воздаяние, есть праведный Су­дия, есть потусторонний мир, к которому мы должны приготови­ться здесь, на земле, и где «Господь коемуждо воздаст по де­лом его».

Тогда и земная жизнь получает свой смысл и значение. Тог­да и смерть не страшна, ибо она есть переход к другому, ново­му, высшему миру. Тогда и добродетель имеет свой венец, и по­рок — возмездие, и преступление — наказание, и вера и надежда — оправдание.

Сегодня, как и в прежние годы, над всей нашей планетой в полночный час, вновь Божией милостью, прозвучал запев: «Хрис­тос Воскресе из мертвых…», запев, который зовёт нас к бод­рости, к жизни, к труду и к созиданию, зовёт к твёрдости веры и упования. Предстоятель Русской Православной Церкви Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II в своём Пасхальном послании обращается ко всем нам: «Укрепляемые силой Воскресения Хрис­това, будем приносить Господу истинные плоды духа! Будем рев­ностны во всём, что способствует развитию церковной жизни, во всём, что служит созиданию мира, любви, единодушия в Церк­ви и обществе, согласия и справедливости в каждом государст­ве, малом или великом, в котором мы живём и трудимся! Будем ревностны и в том, что содействует созиданию и упрочению православной семьи, ибо такая семья — надёжная основа общест­ва!»

Сердечно поздравляю вас, дорогие братья и сестры, с вели­ким и радостным праздником Светлого Воскресения Христова. Пусть благодатный свет пасхальной ночи всегда радостью оза­ряет ваши сердца и души. Пусть Воскресший из мертвых Хрис­тос Жизнодавец укрепит вас в любви и согласии, даст вам си­лы и крепость нести подвиг служения нашей Святой Церкви и земному Отечеству.

Сегодня, по возрождённой традиции, в 15 часов совершает­ся праздничный Крестный ход из Покровского Собора в Вознесен­ский монастырь. Всю Светлую седмицу во всех храмах нашего го­рода будут совершаться праздничные Богослужения. Во вторник, на третий день Пасхи, в 15 часов в Кафедральном Соборе ве­чернее Пасхальное Богослужение и поздравление с праздником Пасхи нашего Архипастыря Архиепископа Тамбовского и Мичурин­ского Евгения.

В пятницу Светлой седмицы празднование в честь иконы Ма­тери Божией «Живоносный Источник». Будем прославлять Царицу Небесную и просить у Неё матернего заступления, просить милос­тей, которые Она щедро источает всем притекающим к Ней. После Божественной Литургии в этот день будет совершаться малое освящение воды.

В субботу память святого великомученика и победоносца Георгия, покровителя нашего Российского воинства.

Да будет с вами, дорогие братья и сестры, благодать, милость, мир от Бога Отца и от Господа Иисуса Христа, Сына От­чего, в истине и любви (2 Ин.1,3). Аминь.