Никольский Собор Нижний Нвгород
Светлое Христово Воскресение
В ночь с 23 на 24 апреля 2022 г. в праздник Светлого Христова Воскресения, в соборе во имя свт. Николая викарий Нижегородской епархии епископ Балахнинский Илия совершил торжественное Пасхальное богослужение.
Сослужили ему благочинный автозаводского округа и ключарь собора в честь святителя Николая иерей Сергий Митасов клирики собора иерей иерей Дионисий Красноперов, протодиакон Александр Семенов, диакон Петр Рус.
Епископ Илия зачитал присутствующим Пасхальное послание Святейшего Патриарха Кирилла.
В полночь под пение стихиры «Воскресение Твое, Христе Спасе» был совершен крестный ход вокруг храма.
За Литургией священнослужители по традиции прочитали Евангелие на разных языках.
На запричастном стихе благочинный иерей Сергий Митасов огласил Пасхальное ПОСЛАНИЕ митрополита Нижегородского и Арзамасского ГЕОРГИЯ пастырям, диаконам, монашествующим и всей благочестивой пастве Нижегородской
По заамвонной молитве был освящен особый пасхальный хлеб – Артос.
По окончании Богослужения, Владыка Илия поздравил собравшихся с праздником Светлого Христова Воскресения и произнес проповедь:
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня мы, православные христиане всего мира, празднуем праздник Пасхи Христовой. Пасха — это нечто большее, чем просто один из праздников. Тот, кто хотя бы однажды принимал участие в торжестве этой ночи, которая светлее дня, кто хотя бы однажды вкусил этой ни с чем не сравнимой радости, знает, что такое Пасха.
В день праздника Светлого Христова Воскресения верующие люди оживают, воскресают духом, торжествуют, безконечно радуются, приветствуя и поздравляя друг друга радостным: «Христос Воскресе!» — и ответным: «Воистину Воскресе!»
В этот великий день всё забывается: и обиды, и оскорбления, и ненависть, и вражда. Душа как бы обновляется в своём существе, чёрствое сердце смягчается при пении победных гимнов, спавшая совесть пробуждается от пасхального радостного звона. В этот день так светло, так хорошо становится на душе, так хочется жить, всех любить, крепко верить и горячо молиться.
Праздник Светлого Христова Воскресения — это праздник радости. И, несмотря на продолжительность его — 40 дней, кажется, всей этой радости не перечувствовать и не вместить в свои души и сердца.
В эти священные дни Церковь призывает всех верующих радоваться и ликовать: «Сей день, его же сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь». Частым призывом к радости Церковь хочет пробудить нас от сна, избавить хотя бы на время от суеты и приобщить к светлому торжеству.
Чувство радости превышает все наши чувства. Радость — это чувство благополучного, победоносного завершения всякого доброго дела и всякого усилия. Радость — это торжество правды. Радость — это символ всего святого и совершенного.
Сколько Господь раздаёт богатых Своих даров в течение нашей жизни! И всё это — предмет и повод для радости: радость в молодости, радость в мудрой и чистой старости, радость в силе, радость в красоте, радость в успехе работы и учёбы, радость в семейной жизни, радость и в одинокой жизни, радость от совершения добрых дел; радость тогда, когда мы прощаем наших обидчиков; радость в молитве, радость от посещения храма Божьего, радость от встречи с людьми; радость от того, что светит солнце; радость от того, что мы живём!
И радость Пасхи Господней не случайна у верующих людей. Пасха Господня — это сущность христианской веры и христианского упования. Мы подчас не задумываемся, что было бы, если бы вдруг не стало солнца с его теплом, светом и энергией. Привыкая к тому, что Божественная любовь и правда, независимо от того, принимают её люди или нет, вечно светит, изливая свои животворящие и спасительные лучи, мы не задумываемся глубоко над тем, что имеем. У Христа были приятели и неприятели, были друзья и недруги, были любящие Его и ненавидящие, исповедующие истину Его бытия и Воскресения и отвергающие. Но то, что небо бывает порой затянуто тёмными тучами, не значит ещё, что солнце перестало светить и греть. В одном месте мрачная погода, а в другом в то же самое время — ясная. Как в материальном мире, так и в духовном мрак побеждается светом, свет на фоне мрака смотрится и воспринимается ещё ярче, ещё отчётливее.
На протяжении человеческой истории многие пытались доказать, именно доказать, несуществование Христа Спасителя, развенчать Его евангельское учение, отвергнуть факт Его Воскресения, на котором зиждется вера человеческая в наше безсмертие. Чтобы отвергнуть истину Воскресения, выдвигались различные мнения. Одни говорили, что Иисус Христос на кресте не умер, Он только впал в глубокий обморок, от которого потом очнулся в прохладной пещере. Другие утверждали, что Христос не воскрес, но что вскоре после Его смерти ученики похитили тело Его и затем были распущены ложные слухи о Его воскресении. Иные говорили: Иисус Христос умер, но некоторые ученики Его, «ввиду своего возбуждённого состояния», увидели призрак Христа и вообразили, что видели Самого Учителя и т.д. Подводя итоги вышесказанному, следует признать, что ни обман, ни самообман учеников никогда не могли бы привести к таким дивным и долговечным последствиям.
Мы верим в Воскресение Христово. Каково оправдание нашей веры? Не ошибаемся ли мы? Другими словами: почему мы думаем и верим, что Христос воскрес? А вот почему. Прежде всего, Сам Спаситель говорил о Своём воскресении. Говорил не прикровенно, а прямо, ясно и вразумительно. Так, во время пребывания в Галилее Христос сказал Своим ученикам: «Сын Человеческий предан будет в руки человеков, и убьют Его, и в третий день воскреснет» (Мф.17,22-23). Об этих словах напомнили ученикам и Ангелы, когда, явившись им по воскресении Христа, сказали: «Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был ещё в Галилее, сказывая, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть» (Лк.24,6-7).
Мы верим, что Христос воскрес, ибо Он об этом говорил, а слова Его всегда исполнялись. Мы веруем в воскресение Христа потому, что после действительной смерти Его видели воскресшим. Видели несколько сот учеников, видели жены-мироносицы, видел сомневавшийся в Его воскресении, а после встречи со Христом уверовавший апостол Фома, видели и многие другие. Видели и свидетельствовали миру. Мы не можем отвергать их свидетельства. И Предание, и Писание, и плоды воскресения уверяют нас в действительности Христова Воскресения. Воскресение Христово становится исходным пунктом новой жизни в сердцах учеников. Оно превращает их печаль в необычную радость, павшим духом внушает мужественную решимость и из бедных рыбаков делает мировых учителей и проповедников. За проповедь о воскресении Христа апостолов и их последователей преследовали, мучили, сжигали на кострах, распинали на крестах. Могли ли они, такие же смертные, как и мы с вами, люди, за ложь умирать, за ложь отдавать всё то, что так дорого и близко бывает каждому человеку?
Трудно поверить и в то, что ложное могло принести миру столько прекрасного и замечательного. Ни один факт не оставил столь глубоких следов в истории, как этот. Без факта воскресения Христова не было бы христианства на земле, не было бы той христианской культуры и цивилизации, которая явилась началом всего самого возвышенного, благородного и прекрасного во всём мире, в том числе и в пределах нашего Отечества, на просторах нашей земли. Христианство на Руси положило основание нашей самобытной национальной культуре и истории, письменности, живописи, архитектуре и многому другому, чем мы и поныне горды и богаты. Без факта воскресения не возможно было бы объяснить многое. Это Ему, Воскресшему, талантливейшие наши соотечественники посвятили свои самые прекрасные и возвышенные произведения в литературе и в музыке, в архитектуре и в живописи. Эта дань была достойной. Нельзя поверить, чтобы мнимое воскресение могло принести столь великий и добрый плод.
День Пасхи, день Воскресения Христова есть «праздников праздник и торжество из торжеств», потому что ни один из христианских праздников не имеет для нашей веры и для нашей жизни такой огромной силы, такого великого значения, как святая Пасха. Мы радуемся воскресению Христову потому, что оно является торжеством нашей веры, и не только веры, но и правды вообще. Есть много вопросов, которые волновали и волнуют человека: какой смысл страданий в жизни? К чему усилия человеческие, если всё кончается смертью, тлением и абсолютным исчезновением? К чему порывы ума и сердца? К чему таланты и старания? К чему, наконец, благородство? Зачем всё это, если ничего нет, если сегодня я живу, а завтра меня нет, какое мне дело до гармонии человеческой, если я не буду участвовать в ней? Итак, если Христос не воскрес, тогда всё — безсмыслица. Если же Он воскрес, тогда с Ним всё воскресает, всё исполняется светом смысла, добра и надежды. Русский религиозный мыслитель Владимир Соловьёв писал: «Я лично, с тех пор, как признаю, что история мира и человечества имеет смысл, не имею ни малейшего сомнения в воскресении Христа, и все возражения против этой истины своею слабостью только подтверждают мою веру…» («Вопросы философии и психологии»,1905, кн.79).
Если Христос воскрес, тогда значит мы все воскреснем, ибо слово Божие говорит: «Ныне же Христос воста от мертвых: начаток умершим бысть» (1Kop.15,20). Если же мы воскреснем, значит есть загробная жизнь, есть воздаяние, есть праведный Судия, есть потусторонний мир, к которому мы должны приготовиться здесь, на земле, и где «Господь коемуждо воздаст по делом его».
Тогда и земная жизнь получает свой смысл и значение. Тогда и смерть не страшна, ибо она есть переход к другому, новому, высшему миру. Тогда и добродетель имеет свой венец, и порок — возмездие, и преступление — наказание, и вера и надежда — оправдание.
Сегодня, как и в прежние годы, над всей нашей планетой в полночный час, вновь Божией милостью, прозвучал запев: «Христос Воскресе из мертвых…», запев, который зовёт нас к бодрости, к жизни, к труду и к созиданию, зовёт к твёрдости веры и упования. Предстоятель Русской Православной Церкви Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II в своём Пасхальном послании обращается ко всем нам: «Укрепляемые силой Воскресения Христова, будем приносить Господу истинные плоды духа! Будем ревностны во всём, что способствует развитию церковной жизни, во всём, что служит созиданию мира, любви, единодушия в Церкви и обществе, согласия и справедливости в каждом государстве, малом или великом, в котором мы живём и трудимся! Будем ревностны и в том, что содействует созиданию и упрочению православной семьи, ибо такая семья — надёжная основа общества!»
Сердечно поздравляю вас, дорогие братья и сестры, с великим и радостным праздником Светлого Воскресения Христова. Пусть благодатный свет пасхальной ночи всегда радостью озаряет ваши сердца и души. Пусть Воскресший из мертвых Христос Жизнодавец укрепит вас в любви и согласии, даст вам силы и крепость нести подвиг служения нашей Святой Церкви и земному Отечеству.
Сегодня, по возрождённой традиции, в 15 часов совершается праздничный Крестный ход из Покровского Собора в Вознесенский монастырь. Всю Светлую седмицу во всех храмах нашего города будут совершаться праздничные Богослужения. Во вторник, на третий день Пасхи, в 15 часов в Кафедральном Соборе вечернее Пасхальное Богослужение и поздравление с праздником Пасхи нашего Архипастыря Архиепископа Тамбовского и Мичуринского Евгения.
В пятницу Светлой седмицы празднование в честь иконы Матери Божией «Живоносный Источник». Будем прославлять Царицу Небесную и просить у Неё матернего заступления, просить милостей, которые Она щедро источает всем притекающим к Ней. После Божественной Литургии в этот день будет совершаться малое освящение воды.
В субботу память святого великомученика и победоносца Георгия, покровителя нашего Российского воинства.
Да будет с вами, дорогие братья и сестры, благодать, милость, мир от Бога Отца и от Господа Иисуса Христа, Сына Отчего, в истине и любви (2 Ин.1,3). Аминь.