АРХИЕРЕЙСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ

19 июня 2022 года, в Неделю 1-ю по Пятидесятнице, Всех святых, в Автозаводском благочинии Нижегородской епархии епископ Балахнинский Илия совершил Божественную литургию в храме в честь Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных.
Его Преосвященству сослужил настоятель храма протоиерей Дионисий Соловьев и протодиакон Василий Тыбулевич.
Церковь неслучайно установила торжество, посвященное всем святым, после отдания праздника Пятидесятницы. Позади день рождения Церкви Христовой, и Неделя всех святых становится созерцанием результата действия Святого Духа в человеческой истории, тех плодов, которые принесла Церковь в душах всех святых, просиявших в этом мире. Кто же такие святые и почему некоторых из них Церковь выделяет особым образом? Об этом говорил в наставлении после богослужения епископ Илия :
– Сегодня особый праздничный день – День всех святых. Наша Православная Церковь представляет нам в качестве наших молитвенников и образцов жизни всех святых, от века Богу угодивших.
Для тех, кто внимательно относится к церковным песнопениям, кто вчера слушал тропари канона и кто сегодня внимал песнопениям праздника, заметна одна деталь: среди всех ликов, угодивших Богу – блаженных, преподобных, святителей, мучеников, исповедников, благоверных – в Церкви особым образом поминаются мученики. Главным образом в песнопениях праздника говорится о них. Возникает вопрос – а что же, Богу так приятны человеческие мучения, так угодны телесные страдания православных христиан?
Дело в том, что слово, которое мы на русский язык переводим как «мученик», по-гречески означает нечто другое: греческое слово «μάρτυρας» означает «свидетель». Это понятие свидетельства имеет особое значение в Божественном Откровении. В Священном Писании, особенно в Евангелии от Иоанна, Иоанн Богослов говорит о том, что миссия Христа Спасителя – это не только искупление человеческого рода, прославление Небесного Отца и вознесение на Крест, но миссия Христа – это миссия свидетельства. Христос несет свидетельство о Своем Отце, и не только Сам Христос является свидетелем Истины. Дела, которые Он творит, тоже несут свидетельство о Боге.
Таким образом, со стороны Христа Спасителя мы видим двойное свидетельство о Боге: Он Сам несет свидетельство и такое же значение имеют Его дела, знамения и чудеса.
И вот эту миссию, которую нес Господь наш Иисус Христос, свидетельствуя об Отце, об Истине, продолжили нести в истории Церкви мученики, исповедники, ибо они несут свидетельство о Самом Христе. Более того, мы можем сказать, что всякий святой – это свидетель, несущий свидетельство о Боге и Божественной истине.
Возникает вопрос – а в чем разница между святыми и не святыми? Человек, стремящийся к святости, прославленный Церковью – это тот, кто живет не для себя, и все земное не имеет для него большого значения. Он умер для мира, и всей своей жизнью он несет свидетельство о Христе. Тогда возникает следующий вопрос: в храмы Божии приходит столько людей, почему же они не становятся святыми?
Как ответить на этот вопрос? Мы можем сказать, что люди приходят в храм, но не все приходят к Богу, чтобы уподобиться Ему. Мы часто видим, как люди приходят в храм, чтобы попросить исключительно о земном – о здоровье, благополучии, чтобы жизнь устроилась. Предметом заботы многих из нас являются земные блага, ценности, все, относящееся к этому миру. Потому мы и называем людей, прославленных Богом, святыми, потому что они возлюбили святость и ее поставили в качестве главной цели своей жизни. Он не только прославлены Богом и Церковью, они являют пример для нас, как оторваться от земли, приманок, которыми земля приковывает нас к себе. Оторваться от земли и устремиться к тем ценностям, которые не подвержены тлению, девальвации, которые пребывают вечно. К Богу, христианским добродетелям, тому, что выше этого мира.
Дай Бог и нам, дорогие братья и сестры, находясь в мире, стремиться быть душою вне его, просить Бога не только о земном, потому что все мы живем на земле, но главным образом устремляться к Небу. Дай Бог, чтобы сердце наше пребывало не в этой житейской суете, но чтобы главной целью наших стремлений был Бог и Его Небесное Царство.
В завершении епископ Илия поздравил всех присутствующих с праздником.